экология и здоровье
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
В системе экологического образования исключительно важную роль играет школа, где оно должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного и школьного возраста.
Задачи экологического образования школы:
- обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- формирование здорового образа жизни учащихся.
- вовлечение социума к решению экологических проблем;
- формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.
В нашей школе сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.
Экологическое воспитание младших школьников.
В содержание экологического воспитания школьников – учащихся начальных классов входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение – итоговым продуктом. В начальной школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель педагога – развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, трудовой, исследовательской и творческой, используя при этом игровые приемы, чтобы поддержать интерес к экологии. Особую значимость имеют методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.
Формы экологического воспитания учащихся начальной школы МОУ «Вышеславской ОШ» многообразны:
- рассказ педагога, беседы на экологическую тему с использованием фильмов, слайдов, художественной литературы и т.д.; Со-бытийное мероприятие "Зачем животных заносят в Красную Книгу?" приложения к нему: 1, 2,
- опытно-исследовательская работа, эксперимент; (Выращивание многолетних цветов из семян, черенков, клубней).
- викторины;
- конкурсы разной направленности, например, на лучший плакат по охране природы, самую оригинальную поделку из природного материала, наиболее интересный рассказ о домашнем питомце и пр.;
- организация экологической тропы и наблюдения на ней;
- ведение календарей наблюдений; изготовление кормушек для птиц;
- проектная деятельность; (Муниципальный конкурс проектных работ;)
- Исследовательский проект учеников 3 класса "Крахмал в жизни человека"
- Проект озеленения "Цветочная клумба "Гармония" (презентация)
- Проект озеленения "Живая память Великой Победы" (презентация)
- тематические уроки, экологические праздники («День птиц», «Родной край в вопросах и ответах», «Природа – мы твои друзья» и т.д.);
- трудовые десанты.
Экологическое воспитание старших школьников
При организации нравственно-экологического воспитания школьников – учащихся старших классов учитывается необходимость расширения горизонтов объективного познания мира, общества людей и себя как личности; выработки собственного отношения к жизненным реалиям и помощи в определении собственного места в обществе и жизненных приоритетов. Педагоги, работающие со старшеклассниками, учитывают активность их мышления, желание логически упорядочить и систематизировать учебный материал, стремление к поиску универсальных закономерностей и самостоятельному нахождению способов действия и решения проблем.
Обеспечивают интерактивный характер мероприятий по экологическому воспитанию школьников. В МОУ «Вышеславской ОШ» это творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику. Особую значимость приобретает работа на экологической тропе. Учащиеся старших классов принимают активное участие в ее устройстве и преобразовании. Экспериментально-опытная работа становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Ребята работают не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в парке «Берёзовая роща».
Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляям результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Свою деятельность в сфере экологии ученики представляют на школьном сайте, на районных, областных и всероссийских конкурсах. Участие в муниципальной экологической конференции, в муниципальном конкурсе «Мой любимый школьный дворик», Интернет – проект «Аллея дружбы», областной конкурс проектных работ по озеленению территории, посвящённый Дню Победы. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении.
Комнатное цветоводство.
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение учащихся к изучению природы и активная деятельность во внеурочное время. Творческое объединение юных цветоводов «Комнатное цветоводство» играет важную роль в экологическом воспитании школьников. Учащиеся изучают основные комнатные растения, их названия, экологические факторы их жизни и правильный уход за ними. Комнатные растения находят самое разностороннее применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и различных семейств, поэтому они являются незаменимыми объектами в работе объединения. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека.
Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.
Благоустройство территории.
Большую работу в Вышеславской школе проводят по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Каждый год ребята придумывают и разрабатывают новые клумбы, выращивают новые сорта цветов, высаживают деревья и кустарники, проводят эксперименты, участвуют в конкурсах, собирают семена однолетних и многолетних цветов, выращивают рассаду, начали собирать коллекцию хост и флоксов, ведут картотеку декоративных растений, работают с научной литературой и ресурсами Интернет, ухаживают за растениями.